«« предыдущая

<оглавление> ЧЕРНОВИК

следующая »»

Злая корча

ISBN: 9786169071839

Bookdepository

Amazon.com

My-shop.ru

Шестой Ангел

ISBN: 9786163055330

Bookdepository

Amazon.com

My-shop.ru

D. Absentis

Психоделическая цивилизация

Глава 1

Древняя история спорыньи

 


Самое древнее биологическое оружие

Биологическое оружие обычно ассоциируется у обывателя только с какими-то современными разработками неведомых штаммов вирусов в секретных лабораториях. Но в реальности история его применения насчитывает не одно тысячелетие. В лекции «Конвенция о запрещении биологического оружия. История появления и современное состояние» профессора, доктора медицинских наук, Н.И. Калининой, до недавнего времени - Помощника Председателя Правительства РФ, приводится такой «таймлайн»:


История использовании биологического оружия в военных целях
Третий век до н.э. Карфагенский полководец Ганнибал поместил ядовитых змей в глиняные горшки и обстреливал ими города и крепости, занятые противником.
1346 год. Первый случай применения биологического оружия. Монгольские войска осаждают город Кафу (ныне Феодосия в Крыму). В ходе осады в лагере монголов началась эпидемия чумы. Монголы были вынуждены прекратить осаду, но предварительно они начали забрасывать трупы умерших от чумы за крепостные стены, и эпидемия распространилась внутри города. Считается, что эпидемия чумы, поразившая Европу, была, в частности, вызвана применением биологического оружия.
1518 год. Испанский конкистадор Эрнан Кортес заразил ацтеков (племя индейцев, образовавших могущественное государство на территории современной Мексики) оспой. Местное население, не имевшее иммунитета к этой болезни, сократилось примерно наполовину.

....

1710 год. Во время русско-шведской войны российские войска использовали тела умерших от чумы для того, чтобы вызвать эпидемию в стане врага.
1767 год. Сэр Джеффри Амхерст, британский генерал, подарил индейцам, помогавшим врагам англичан - французам, одеяла, которыми перед этим накрывали больных оспой. Эпидемия, разразившаяся среди индейцев, позволила Амхерсту одержать победу в войне.

......

1943 год. В США, Великобритании, СССР и некоторых других странах начинаются крупномасштабные работы по созданию биологического оружия (по другим источникам информации - с 1941 г.).
1972 год. Подписана Конвенция о запрещении биологического и токсинного оружия (вступила в силу в 1975 г.).
(*1 проф. Калинина Н.И. http://www.armscontrol.ru/course/lectures05a/nik050317.htm)


Приведенный в этих тезисах лекции список с одной стороны не полн, а с другой — просто ошибочен по многим пунктам. Доктор Сэм Вакнин, бывший советник  по экономике правительства Македонии, в статье «Происхождение биологического и химического оружия», список расширяет. И не только тем, что дополняет сведения о геноциде индейцев данными, что во время войн в Северной Америке (1689-1763) индейцам также раздавались одеяла, зараженные оспой - точно так, как ранее Франсиско Писарро травил индейцев южноамериканских, раздавая им преднамеренно зараженную одежду. Из статьи доктор Вакнина видно, что экзотическое забрасывание змеями в третьем веке до н.э. - это отнюдь не первое применение биологического оружия. Самым ранним серьезным представителем биологического оружия, по мнению автора, была спорынья. Немного позже стала применяться чемерица.


Химическое и биологическое оружие - это не изобретение 20-ого столетия. Солон (638-559 до н.э) использовал сильное слабительное - траву чемерица (морозник) в осаде Крисса. В течение 6-ого столетия до н.э. ассирийцы отравляли вражеские колодцы ржаной спорыньей.

(*2. Sam Vaknin, Ph.D http://www.globalpolitician.com/articleshow.asp?ID=1261&cid=11&sid=62)


Чемерица (использующаяся в те времена как слабительное) при передозировке смертельна (алкалоид вератрин - смертельная доза около 0,02 г). Несколько лет назад была выдвинута теория, что именно чемерица стала причиной загадочной смерти Александра Македонского. Но использование чемерицы в военных целях было частным одноразовым случаем, а спорынья могла бы быть более эффективна. Что и понятно - если чемерица срабатывала только при смертельной дозе, а при меньшей дело ограничивалось лишь поносами, то спорынья могла действовать глобальней. Если противник даже не добирал дозы и не умирал сразу в корчах с отвалившимися руками и ногами, то все равно терял контроль над реальностью и эффективно сопротивляться уже не мог. Тем же, кто не отравился, вид обезумевших сотоварищей боевого духа явно не прибавлял.


600 До н.э: Ассирийцы отравляли колодцы своих врагов спорыньей ржи, что приводило к болезни или смерти тех, кто этими источниками пользовался. Грибок производил эрготамин - галлюциноген, химически сходный и подобный по производимому эффекту на ЛСД. Отравление спорыньей вызывало галлюцинации, паранойю, миоклонические судороги, припадки и сердечно-сосудистые проблемы, что могло привести к смерти. Отравившиеся, казалось, сходили с ума, что добавляло элемент ужаса и деморализовало их товарищей. (*3 Техасский департамент здравоохранения http://www.dshs.state.tx.us/preparedness/bioterrorism/professionals/history/)


Другой вопрос, что вся эта история с ассирийцами и спорыньей, похоже, никаких реальных подтверждений не имеет и была выдумана в пропагандистских целях. Применение же биологического оружия в древности достаточно разнопланово. После сомнительных ассирийцев и спорыньи будут афиняне  с чемерицей (Солон, отравление источников, 590 г. до н.э.), потом спартанцы, использующие дым с примесью мышьяка (431-404 гг. до н.э.), затем скифские лучники, обмакивающие стрелы в гниющие трупы или в экскременты больных (400 г. до н.э.). В китайских источниках этого же периода описываются сотни рецептов ядовитых и раздражающих дымов для военных целей (горчица, порох, экскременты волков, etc.). Римляне катапультировали ос и пчел в своих противников (300-100 гг. до н.э.), что сильно уменьшило количество ульев в империи, а карфагенянине под предводительством Ганнибала выиграли морскую битву при Пергаме, забрасывая на палубы вражеских судов вышеупомянутых змей в горшках, что вызвало панику на кораблях пергамского короля Эуменеса II. (*3,*4)

За следующие тысячу - полторы лет ничего принципиально нового человечество не изобрело. Вся биологическая война сводилась к подбрасыванию друг другу трупов. То император Фредерик Барбаросса их в колодцы врагам покидает (Италия, 1155 г.), то золотоордынские войска хана Дженибека генуэзскую Кафу забросают чумными трупами из катапульт, то русские - шведов. Немного поизобретательнее были испанцы, подсунувшие французам вино с кровью больных проказой (Италия, 1495 г.) да поляки, обмазывающие пушечные ядра слюной бешенных собак. (*3) Все это было основано больше на суевериях и эффекта не приносило.

Из всех всех человеколюбивых методов только спорынья, как биологическое оружие, сквозь века дожила до нашего времени. После открытия ЛСД, с 1951 года ЦРУ и СССР закупают большие партии препарата для проверки возможности его применения в военных целях. По НТВ в недавнем (март, 2007) фильме-интервью с первооткрывателем ЛСД Хофманном как раз показывали солдат, откушавших препарат в процессе этих экспериментов.  Но вернемся в Древний мир.

 

Спорынья в Древнем мире

О спорынье знали не только ассирийцы. Была известна она и в Египте. Старинные медицинские рецепты в знаменитом древнем папирусе Херста (Hearst Medical Papyrus) спорынью вниманием тоже не обошли. Профессор Пол Шифф указывает, что «В 550 до н.э египетский папирус Херста описывает специфический препарат из смеси спорыньи, масла и меда, который рекомендовался для роста волос». (*5)


Египтяне, по-видимому, были знакомы со спорыньей, которая не могла сильно распространяться в сухих погодных условиях Египта и, вероятно, никогда не была опасна для здоровья египтян, как это случалось в питающихся рожью странах Северной Европы в течение позднего Средневековья. (*6 Сельское хозяйство в древнем Египте http://nefertiti.iwebland.com/timelines/topics/agriculture.htm)


В истории других культур мы также можем описания и примеры использования спорыньи. Упоминания о ней в древних культурах не редкость, что нам и демонстрирует профессор Пол Шифф:


Ранняя история спорыньи(1-11)
Хотя существуют теории о том, что Элевсинские мистерии, имевшие место еще в древней Греции 4000 лет назад были связаны с галлюцинациями, вызванными спорыньей, самые ранние достоверные сообщения о свойствах спорыньи встречаются в китайских записях приблизительно в 1100 до н.э, когда препараты из спорыньи использовались в акушерстве. Магическое заклинание, найденное в маленьком храме в Месопотамии, датирующееся 1900-1700 гг. до н.э упоминает неправильное зерно как «mehru», в то время как шумерские глиняные таблички того же самого периода описывали покраснение влажного зерна как «samona». Ассирийцы этой эры были достаточно хорошо осведомлены, чтобы дифференцировать различные болезни, затрагивающие зерно, и  письмена на ассирийских табличках 600 до н.э описывали “вредный прыщ в ухе зерна”. Ссылки на болезни зерна можно найти также в различных книгах Библии в Ветхом Завете (850-550 до н.э). В 550 до н.э египетский папирус Херста описывает специфический препарат из смеси спорыньи, масла и меда, который рекомендовался для роста волос. В 370 до н.э Гиппократ привел описание испорченного зерна и впоследствии описал спорынью как «melanthion», отмечая ее использование для остановки кровотечения. Манускрипт на фарси, приблизительно 350 до н.э,  отмечает “вредные травы, чреватые опущением матки и смертью во время родов”, в то время как в 322 до н.э Аристотель постулировал, что ржа на зерне вызывается теплыми парами. Приблизительно в 286 году до н.э. греки выяснили, что ячмень более восприимчив к инфекции, чем пшеница, и что развитие спорыньи в полях, продуваемых ветрами, менее вероятно, чем в полях влажных, теневых и низменных. (*5 http://www.pubmedcentral.nih.gov/articlerender.fcgi?artid=1637017).


 

Галлюциногены и религия. Спекулятивные теории

"Some will accuse me of blasphemy" John Allegro

 

Мысли о связи религий и культур с различными галлюциногенами появились уже довольно давно, но если никто не сомневался в том, что берсеки шли сражаться, основательно подкрепившись мухоморами, то первые попытки связать христианство и психоделические грибы принадлежат, по-видимому, Джону М. Аллегро.

"Некоторые обвинят меня в богохульстве" Джон Аллегро

«Ленин - гриб», - шутливо доказывал когда-то Курехин, но за четверть века до того похожий тезис у Алегро был вполне серьезен: «Христос - гриб», - утверждал автор. В своей книге «Священный Гриб и Крест» (*7, Известный ученый бросает вызов вере столетий: The Sacred Mushroom and the Cross, 1970) и в других лекциях Аллегро попытался доказать, что фигура «Иисуса Христа» была просто метафорой, изобретенной, чтобы замаскировать ритуальные действия, окружающие мухомор (Amanita muscaria).

«Вся эта история с распятием была лишь уловкой, чтобы сохранить секрет Священного Гриба, - утверждал ученый, - но мистификация стала ловушкой, которую мы теперь называем христианство».

Взгляды Аллегро могут показаться странными и притянутыми за уши, но, с другой стороны, никто так толком пока не объяснил, например, известную французскую фреску в аббатстве Plaincourault, известную больше по репродукции Мишеля Бори. Обычные объяснения, что это лишь образ дерева, доверия вызывают не больше. Тем более, что влияние мухоморов на различные культуры сомнению не подлежит. Никто не спорит о потреблении чукчами мочи оленей, наевшихся мухоморов, или о скандинавских берсеках, без мухоморов в бой не отправляющихся. Летящие по небу упряжки оленей с Санта Клаусом - это тоже, вероятно, плод мухоморных глюков лопарей, как не без оснований утверждал на семинаре доктор Ян Эдвардс, один из руководителей Королевского ботанического сада Эдинбурга: «Потребление мочи северных оленей давало эффект, сходный с действием ЛСД». (* http://www.telegraph.co.uk/news/main.jhtml?xml=/news/2001/12/14/wmush14.xml).

«Священный Гриб и Крест» является довольно спекулятивной книгой, - отозвался на книгу Аллегро доктор Штефан А. Хоелер (Dr. Stephan A. Hoeller), - Но я сказал бы, что автор - на правильной дорожке в смысле поиска психоделического компонента». Доктор также отметил, что большего удалось достигнуть другому автору, Дэну Меркеру, «очень интересному ученому из Канады, написавшим две книги о священном психоделическом причастии».

Действительно, Дэн Меркер (Dan Merkur), профессор университета Торонто, в книге «Тайна манны: Психоделические таинства Библии» (*8 The mystery of manna: The psychedelic sacrament of the Bible) затронул проблему связи религии и галлюциногенов глубже и правдоподобней. Но прежде чем перейти к исследованиям профессора, обратим внимание на изыскания Кларка Хейнрича. В отличии от, например, Крисса Венетта, сосредоточившегося в книге «Секс, наркотики, насилие и Библия» на связи Ветхого Завета и потребления марихуаны, Хейнрич в книгах «Магические грибы в религии» и «Алхимия, религия и магическая пища» развивает тему все тех же мухоморов. Кроме того этот автор задался также и любопытным вопросом: «Мог ли Моисей отравить хлеб египтян спорыньей?». Эта уже довольно известная «гипотеза эргот-исхода» (ergot Exodus hypothesis) дает нам следующий сценарий:

Евреи хотят уйти из Египта. Фараон их не отпускает. Моисею надо убедить фараона в силе Яхве. И он подготавливает «десятую казнь». «Если бы Яхве выполнил угрозы Моисея, то Фараон вынужден был бы признать власть Яхве и сдаться. История говорит нам, что Моисей победил: мертвые люди были повсюду в городе, все же Израильтяне были целы и здоровы» (*11).  Каким образом это удалось Моисею? «Исключая фантазии о соучастии в этом Бога, как мы должны интерпретировать эти события?» - спрашивает автор и рассуждает так: «Логика диктует, что если эта история хоть в какой-то мере достоверна, то все эти люди были отравлены». Что ж, пока все это действительно логично, мы же в происки Яхве не поверим?;-)

Дальнейшие рассуждения потребуют еще нескольких допущений - определение яда и способа его доставки:

 «Моисей мог отравить фактически каждого египтянина в городе и многих их животных, если бы он каким-то образом был в состоянии получить доступ к хлебу, который был основной пищей целой страны; большие пекарни были обычны в городах. Единственным ядом, доступным для Моисея, который мог вызвать такое широкое распространение болезни и внезапную смерть, по-видимому, учитывая аномальные симптомы и низкие эффективные дозировки, была спорынья». (ibid)

Довольно смелое предположение, ведь первые упоминания о спорынье, как яде, появятся только через много веков. С другой стороны, ни о каком ином столь сильном яде в те века упоминаний нет вообще никаких. А та же чемерица в Египте не растет, ее родина в Греции и севернее. Так что допустить можно.

Основываясь на таких постулатах, автор начинает реконструировать произошедшее. По мысли Хейнрича «Моисей послал тайное слово еврейской прислуге и пекарям по всему городу» о том, что в «день Х» надо есть только мацу. И план хитроумного Моисея сработал:

«В роковой день каждый делает, как проинструктировано, и скоро большинство египтян - в муках, всюду бедлам. Многие очень больны или умирают; многие - глючат. Фараон, собственный первенец которого был среди мертвых, вызывает Моисея и приказывает, чтобы он и все евреи убирались из Египта немедленно. Фараон решил тогда, что Моисей не был мелким фокусником, каким он фараону казался, а имел мощного и жестокого бога». (ibid)

Египтяне и скот передохли от «Силы Яхве» - евреи выиграли. Уйти им было уже не трудно, даже прихватив «у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд» (Исход 12-36). А египтяне этому грабежу почему-то не сопротивлялись, а спокойно «давали ему, и обобрал он Египтян» (Исход 12-36) . В свете гипотезы Хейнрича вполне понятно почему:

«Теперь представьте город, заполненный больными, галлюцинирующими, и умирающими людьми, которые не приходят в себя, даже когда их грабят израильтяне в их домах, и непонятное великодушие египтян внезапно обретает смысл. Они были слишком больны или галлюцинировали, чтобы вообще оказать какое-нибудь сопротивление». (ibid)

В таком контексте библейская история в общем тоже выглядит логично - именно из-за возможности отравления хлеба спорыньей Моисей мог запретить евреям квасной хлеб - только пресную мацу, которая употребляется теперь прежде всего во время Песаха (еврейской Пасхи) в память о том библейском эпизоде, связанном с исходом евреев из Египта. Тогда становится понятной причина завета Моисея «семь дней не должно быть закваски в домах ваших» (Исход 12-19). Если предположить, что Моисей знает - от закваски глюки, то имеется в виду срок не в семь дней в год, а в семь дней в неделю (т.е. запрет - постоянный). Квасной хлеб или пресный - это как раз могло показывать, если ли в муке спорынья, ведь от нее «квашня хорошо подымается, отчего и названье спорынья» (Даль). Хлеб лепешкой - значит безопасен. Зная же о таким мощным действием «закваски», Моисей от лица Господа заповедовал евреям: «Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб» (Исход 12-20).

Гипотеза Кларка Хейнрича, конечно, более чем спекулятивна, то есть по определению спекулятивна - у автора, в отличии от Меркера, нет никаких источников, кроме Библии, а из Библии при желании можно вывести все, что угодно. И автор это знает - одно из изданий книги так и называется: «Спекулятивная история». Но отметим тем не менее, что никакого другого объяснения избирательного проявления «Силы Яхве» в Египте никто пока не предложил.

 Я довольно скептично отношусь к идеям Хейнрича вроде «пятой колонны» из евреев-рабочих и знатоке ядов Моисее. На мой взгляд, если здесь и могло бы быть какое-то рациональное зерно, то оно скорее выглядело бы как случайное заражение хлеба спорыньей, чего евреи избежали благодаря маце, то есть все могло произойти спонтанно. Увидев, что «Сила Яхве» обрушилась на египтян (и, вероятно, свято уверовав в это), Моисей и Ко беззащитных египтян ограбили и смотались, возблагодарив Яхве за это чудо и благословляя мацу (простейшее умозаключение: «мы ели мацу и у нас все в порядке, а они не ели и умерли»).

Если мы вспомним, что спорынья в Египте была (см. выше), то такой вариант случайного отравления, как мне кажется, выглядит более возможным. Следует учесть, что евреи также хорошо знали и рожь, без которой рассуждения о спорынье были бы весьма шаткими.


"Существуют вещи, с помощью которых человек выполняет его долг на Песах: ячмень, пшеница, полба, рожь и овес". (Пятый раздел Мишны, трактат 2)


Слово «рожь» – сэора на иврите – происходит от слова «волосы» – сэар (שער). Рожь относится к семи видам растений, символизирующих плодородие Земли Израиля (Дварим 8:8). Стойкость ржи к жаре и засухе делала ржаной хлеб основным продуктом питания древних евреев.
.. Ржаные снопы – популярный мотив еврейского искусства с древних времён. Мудрецы говорили «как рожь» для обозначения малой меры – величины ржаного зерна. Рожь символизирует также гордыню в поговорке «пришли прямые как рожь, а ушли приниженные как чечевица». http://www.oranim.ac.il/site/ru/General.aspx?l=5&id=1742


А раз у евреев была рожь, то они не могли не столкнуться и со спорыньей. То есть тогда Бог, говорящий из куста, смотрится уже под другим углом;-) Да и давно высказанная мысль о превращении Христом воды в вино с помощью спорыньи выглядит менее спекулятивной. Впрочем, возможно, что Моисею еще не раз предстояло столкнуться с действием спорыньи. Здесь нам самое время вернуться к работе Дэна Меркера.

 

Хлеб Господа

И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна (Исх 16:31)

 

Похоже, Дэн Меркер единственный, кто заподозрил манну в психоделических свойствах и написал по этому поводу две книги.

Из описания к книге «Тайна Манны»:

В «Тайне Манны» историк религий Дэн Меркер приводит убедительные доводы, что поедание манны было инициированием евреев в культ психоделических мистерий, которые пробуждали «духовные видению» с помощью хлеба, содержащего спорынью - психоактивный грибок, содержащий те же самые химические элементы, из которых был синтезирован ЛСД.
Цитируя библейский материал, а так же более поздние еврейские и христианские источники, Меркер показывает существование ненарушенной традиции западных психоделических причастий, от Моисея и манны до Иисуса и евхаристии. Что наиболее важно, Меркер показывает - это было не еретической традицией, а частью нормальной, основанной на Библии духовной практики, продолжением древних традиций визуального мистицизма. Даже когда такая практика стала неприемлема для религиозных ортодоксов, она сохранилась навечно в таинствах гностиков, масонов и каббалистов, а так же в легендах о Чаше Святого Грааля. Меркер прослеживает длинную линию исторических фигур, которые знали о «тайне манны», но из-за страха преследования осмелились дать только зашифрованную информацию об этом. «Тайна Манны» - сильнейшее средство для нашего растущего осознания того насколько, вопреки общепринятой вере, психоделики и религии всегда шли вместе, взявшись за руки. (*8)

 

В части знания некими «избранными» действия «Хлеба Господа» взгляды Меркера пересекаются с утверждениями героя Лео Перуца: «я наткнулся на бесконечно более важные указания Дионисия Ареопагита, христианского неоплатоника четвертого века. Этот самый Дионисий упоминает в своих писаниях о том, что возложил на членов своей общины, жаждавших непосредственного общения с Богом, двухдневный пост, а затем угостил их хлебом, приготовленным из священной муки. «Ибо хлеб этот, – пишет он, – ведет к единению с Господом и позволяет вам постигать бесконечное». Но что связывает писателя, который вполне мог фантазировать, и работу серьезного ученого? Я не читал этих книг Дэна Меркера и не знаю, как он доказывает теорию, так что пока оставим такие утверждения на его совести.

Что же касается такого утверждения Меркера, как связь манны со спорыньей, то с первого взгляда она показалась мне довольно нелепой.  Но попробуем, даже не зная доказательств автора, разобраться «с чистого листа», могли ли быть какие-нибудь основания для такого необычного утверждения.

Что же представляет собой эта «манна» с точки зрения ученых и богословов? На христианском портале (http://nauka.bible.com.ua/exodus/ex1-06.htm) рассказывается, что в 1823 году немецкий ботаник Г. Эренберг опубликовал статью «Symbolae Physiae», в которой попытался доказать, «что это пресловутая манна — ни что иное, как секреция, выделяемая тамарисковыми деревьями и кустами, когда на них нападает определенный вид тли, обнаруженной на Синае… эти маленькие насекомые живут, главным образом, за счёт тамариска — местной разновидности деревьев на Синае».  Вот эта «тамарисковая теория» и является на сегодня наиболее общепринятой.

При это сами христиане замечают, что без Чудес Господних теория эта ничего не стоит: «Однако во времена Моисея с манной имели место и явные чудеса. Во-первых, выпадающей манной израильтяне питались на протяжении всего года, тогда как она должна выпадать только в определенное время года. Во-вторых, количества выпадающей манны хватало для насыщения полумиллиона людей. Тогда как ее количества из года в год бывают весьма различные, в зависимости от благоприятных зимних дождей, и такого объема никогда еще не наблюдалось. и т.д.» (ibid)

Так что все равно без Божьего Чуда не обошлось. Тем паче, что упомянутый христианский сайт, естественно, скромно проигнорировал другие вопросы - например, в тексте не упоминается, чем питался скот израильтян. Той же манной? Да и «..вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня..» Значит, эти «муравьиные кристаллы» можно было печь?

Вспомним также, что Господь спасал блуждающих евреев от голода не только манной, но и перепелами. Правда, и с перепелами не все пошло гладко. Птички оказались по милости Божьей смертельно ядовитыми. Как мстительный Господь и предупредил:  «вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом, и узнаете, что Я Господь, Бог ваш». И еврейский народ в очередной раз убедился в «Силе Яхве», узнал Господа:

«Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ» (Числ. 11:33-34). (Киброт-Гаттаава -«Гробы прихотливых»).

Итак, народ был поражен «великою язвою», потому что откушал перепелов. А перепела до того передохли, потому что съели.. Что? Связь с «манной», появившейся в тех же местах чуть позже прилета перепелов никто, конечно, не удосужился отметить. Но само появления таких «ядовитых перепелов» интерес всегда вызывало. Еще Косидовский писал: «Директор Пастеровского института в Алжире профессор Сержан обнаружил, что на Синайском полуострове действительно иногда появляются ядовитые перепела. Это птицы, которые перед отлётом в Европу останавливаются в Судане и кормятся там зёрнами с отравляющими свойствами. Мясо таких птиц вредно и даже опасно для человеческой жизни. Израильтянам, видимо, не повезло. Они охотились именно на таких перепелов, и их злосчастное приключение нашло отражение в библейском сказании». Вероятно, профессор не далек от истины. Но почему именно Судан? Может, смертельная еда была вполне местная, не обязательно было перепелам в Судане зерна кушать, а потом зачем-то лететь к стану Моисея и массово дохнуть прямо перед удивленными евреями, так что «на два почти локтя от земли» (Чис 11-31) земля была покрыта перепелиными тушками.  «И весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов» (Чис 11-32). Себе на погибель. Но перепела появились в стане Моисея почти одновременно с «росой»: «Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле» (Исх. 16:12-14).

Так что же за «роса» лежала вокруг стана? Что это за «Хлеб Господа»? Субстанция эта избранному народу была не знакома:

«Когда сыны Израилевы в первый раз увидали (манну), то говорили друг другу: что это? И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исх 16:15).

Описывалась она так:

Была он как иней (Исх 16:14), видом она походила на кориандровое семя, была белая, вкусом же как лепешка с медом (Исх 16:31). Собирали ее рано по утру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, она таяла  (Исх 16:21). Народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем. (Чис 11:8).

Итак, утренняя роса, выглядящая как иней или как семена, со вкусом елея или меда. Может ли это быть спорыньей, ведь основное и обычное описание грибка - «черные рожки», да и все названия, от русского «бабьи рожки» до оригинальной этимологии «петушиная шпора» вроде никак ни мед, ни снег, ни семя не напоминают? Ах да, ее еще можно было молоть в жерновах. Я не знаю, конечно, откуда у блуждавших в пустыне евреев взялись жернова, сковородки, посуда и дрова. Или они жарили, как бывало, на коровьих лепешках или на человеческом кале? (Иез. 4:12). Но мы этот вопрос оставим богословам и вернемся непосредственно к манне. Похожа ли она была по виду и вкусу на спорынью?

Ну хорошо, то что спорынья «приторно-сладковатая на вкус» мы можем у С. Максимова прочитать в книге «Куль хлеба и его похождения, 1873) и даже уточнить: «деревенские дети всех чаще подвергаются этой болезни, лакомясь сладковатою спорыньей». Но ведь, кажется, она выглядит совсем не так, как описывает манну Библия?

Вспомним, что Перуц называл спорынью «снегом святого Петра». Тоже странно. Может, Перуц просто с другой плесенью перепутал, с так называемой «снежной гнилью» или «снежной плесенью»? Может ли спорынья выглядеть снежным налетом, а не «черными рожками»? А может ли росой? О, да...

Вот фотографии спорыньи в разные циклы ее развития с сайта доктора Gary Odvody (http://ccag.tamu.edu/Odvody/ergot.htm) из Техасского сельскохозяйственного центра исследований, расположенного - ирония судьбы - в городе под названием Корпус-Кристи (от латинского corpus Christi - Тело Христово, одноименно у католиков праздник Тела Господня) (Texas Agricultural Experiment Station Texas A&M University System TAMU Agricultural Research & Extension Center, Corpus Christi, Texas)

Итак, спорынья как «Снег Святого Петра»:

 

А вот и спорынья - «утренняя медовая роса» (это ее официальное название - morning honeydew), она же, возможно, та самая манна:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если же мы допустим, что в концепции манны-спорыньи есть какой-то смысл, то станет объяснимым нереально огромное количество перепелов, покрывших стан «на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли» (Числа 11:31). Та же причина, что и «море крыс» в истории Крысолова. Приглючились;-)

Тем не менее, все эти любопытные гипотезы - всего лишь гипотезы и вряд ли появятся материалы, позволяющие доказать их более убедительно.

Зато точно нам известно другое: после ассирийцев, которые знали смертельное действие спорыньи, человечество ее отравляющие свойства напрочь забудет, она будет использоваться только как лекарственный препарат - для облегчения родов. Пройдет еще две с половиной тысячи лет до тех пор, когда люди вновь откроют ее вред. Хотя это вредное действие спорыньи будут периодически открываться и в более ранние века, но - странное дело - никто не будет верить ученым и врачам. Никто не заметит работ Адама Лоницери (1582 г.), никто не отреагирует на открытие связи спорыньи и эрготизма в Марбургском Университете в 1597 году и на наблюдения эрготизма у животных от потребления плохого зерна в 1630 году. Никто не поверит французскому врачу Тулье, опять открывшему в 1670 г. причины эрготизма, никто не заинтересуется работой барона Отто Мюнхгаузена, в 1764 году определившего грибковое происхождение паразита ржи. И хотя А. Тессье в 1777 г. во время эпидемии эрготизма в Солоне опять подтвердит симптомы токсикоза в экспериментах на животных, а Де Кандолл и  Э. Фриз в 1816 г. и Левелье в 1827 г. уже, казалось бы, расставят все точки над i, но в 1837 году Джеймс Ренье все равно будет утверждать, что «им без всяких сомнений установлено» - «медовая роса» возникает от прокусывания растения тлями (Aphis graminis). Не напоминает, кстати, «тамарисковую теорию манны» Эренберга? Лишь в 1853 году Луи-Ренэ Тюлан окончательно объяснит «медовую росу» спорыньей.

Напоследок выскажу еще более спекулятивную мысль. А что бы случилось, если бы правители в средневековье догадывались о вреде спорыньи? И не только о вреде физическом, но даже и о вызываемых ей глюках. Смогли ли бы они что-нибудь сделать по этому поводу? Ведь другого хлеба для народа у них все равно не было. Не здесь ли лежат корни притчи, приводимой Бернардом Вербером в «Последнем секрете»?

«Приходит к королю премьер-министр и говорит: «Вашество, у меня плохая новость. Последний урожай ржи заражен спорыньей, и кто эту рожь съест, сойдет с ума». - «Как ни жаль, - отвечает король, - остается лишь одно: запретить людям есть ее». - «Но народ умрет с голода, - говорит министр, - наших запасов не хватит, чтобы прокормить людей до следующего урожая!» - «Ладно, пусть они едят эту рожь, а мы не будем», - отвечает король. - «Но если мы не будем как все, люди решат, что это они нормальные, а мы сумасшедшие». - «Ужасно, что же нам делать?» - спрашивает король. Король и министр раздумывают. «У меня идея, - говорит министр, - давайте пометим наши лбы каким-нибудь знаком и будем есть вместе со всеми. Возможно, мы тоже потеряем разум, но, когда мы встретимся и увидим на своих лбах этот знак, мы вспомним, что были в здравом уме и что нам пришлось стать сумасшедшими, чтобы жить с другими».

Не потому ли никто «не слышал» ученых, ибо выхода все равно было не найти? Или же «коспирологические» утверждения профессора Меркера и писателя Перуца о том, что с помощью «тайных знаний о Хлебе Господа» посвященные пытались контролировать и управлять населением, не давая хода любым исследованиям грибка, могут иметь какой-то смысл? А когда скрывать уже стало невозможно, когда народные толпы пришли в Париж с требованием предоставить всем «одинаковый хлеб» - смешанный, серый, то тут же изыскалась возможность кормить людей картошкой. Даже серый хлеб никто из правящих кругов есть не захотел, а обо ржи постарались скорее забыть; во Франции, одном из эпицентров эрготизма, тут же появились знаменитые теперь французские батоны из белого хлеба. Но это, конечно же, чушь. Не вздумайте в нее поверить. Я просто шучу. Да.

PS

А это - нет, не кофемолка. Это ее средневековый аналог для размалывания спорыньи.

Саксонский фармацевтический музей, Лейпциг http://www.planetware.com/leipzig/saxon-pharmacy-museum-d-fs-apot.htm

 


(*1) Н.И. Калинина. Конвенция о запрещении биологического оружия. История появления и современное состояние http://www.armscontrol.ru/course/lectures05a/nik050317.htm

(*2) Sam Vaknin, Ph.D. The Origins of Biological and Chemical Warfare http://www.globalpolitician.com/articleshow.asp?ID=1261&cid=11&sid=62

(*3) Texas Department of State Health Services, Public Health Preparedness, History www.dshs.state.tx.us/preparedness/bioterrorism/professionals/history

(*4) Early History of Biowarfare and Bioterrorism http://www.azdhs.gov/phs/edc/edrp/es/bthistor2.htm

(*5) Paul L. Schiff, Jr, Ph.D. Professor of Pharmaceutical Sciences, Department of Pharmaceutical Sciences, School of Pharmacy, University of Pittsburgh, Pittsburgh, Pennsylvania 15261. Tel: 412-648-8462. Fax: 412-383-7436. E-mail: pschiff/at/pitt.edu http://www.pubmedcentral.nih.gov/articlerender.fcgi?artid=1637017

Источники автора:

1.Swan, GA. An Introduction to the Alkaloids. New York, NY: John Wiley & Sons, Inc; 1967. pp. 209–215.
2.Cordell, GA. Introduction to Alkaloids. New York, NY: John Wiley & Sons; 1981. pp. 622–655.
3.Trease, GE.; Evans, WC. Pharmacognosy. 12th ed. London, England: Bailliere Tindall; 1983. pp. 599–605.
4.Rehacek, Z.; Sajdl, P. Ergot Alkaloids. New York, NY: Elsevier Science Publishing Company; 1990. pp. 28–86.
5.Bruneton, J. Pharmacognosy, Phytochemistry, Medicinal Plants, Paris, France: Technique & Documentation, Lavoisier; 1995. pp. 797–814.
6.Robbers, JE.;Speedie, MK.; Tyler, VE. Pharmacognosy and Pharmacobiotechnology. Baltimore, MD: Williams & Wilkins; 1996. pp. 172–7.
7.Groger, D.; Floss, HG. Biochemistry of Ergot Alkaloids: Achievements and Challenges. In: Cordell GA. , editor. The Alkaloids. Vol. 50. San Diego, Calif: Academic Press, Inc; 1998. pp. 172–218.
8.Wink, M. A short history of alkaloids. In: Roberts MF, Wink M. , editors. Alkaloids. New York, NY: Plenum Press; 1998. pp. 11–44.
9.Dewick, PM. Medicinal Natural Products. 2nd ed. Chichester, West Sussex, England: John Wiley & Sons, Ltd.; 2002. pp. 368–76.
10.Hesse, M. Alkaloids. Weinheim, Germany: Wiley-VCH; 2002. pp. 330–7.
11.Sanders-Bush, E.; Mayer, SE. 5-Hydroxytryptamine (Serotonin): Receptor Agonists and Antagonists. In: Brunton LL, Lazo JS, Parker KL. , editors. The Pharmacologic Basis of Therapeutics. 11th ed. New York, NY: McGraw-Hill; 2006. pp. 297–315.

 

(*6) Agriculture in ancient Egypt (http://nefertiti.iwebland.com/timelines/topics/agriculture.htm)

(*7)  Sacred Mushroom and the Cross, 1970 By John Marco Allegro (http://www.pharmacratic-inquisition.com/Allegro/Allegro-SundayMirror.htm)

(*8) Dan Merkur.  The mystery of manna: The psychedelic sacrament of the Bible (http://www.amazon.com/Mystery-Manna-Psychedelic-Sacrament-Bible/dp/0892817720)

(*9) Dan Merkur. The Psychedelic Sacrament: Manna, Meditation, and Mystical Experience (http://www.amazon.com/Psychedelic-Sacrament-Meditation-Mystical-Experience/dp/089281862X)

(*10) Сайт Дэна Меркера (http://www.danmerkur.com/)

(*11) Excerpted from Clark Heinrich. Magic Mushrooms in Religion & Alchemy (http://www.iamshaman.com/amanita/hiddensymbols.htm)

(*12) Clark Heinrich. Magic Mushrooms in Religion and Alchemy (http://www.amazon.com/Magic-Mushrooms-Religion-Alchemy-Heinrich/dp/0892819979)

(*13) Strange Fruit: Alchemy, Religion and Magical Foods: A Speculative History (http://www.amazon.com/Strange-Fruit-Alchemy-Religion-Speculative/dp/0747515484)

(*14) Отравленные перепела http://nauka.bible.com.ua/exodus/ex1-06.htm

add:

(*) [see: "Plants of the Gods: Origins of Hallucinogenic Use" by Richard Evans Schultes and Albert Hofmann, Alfred van der Marck Editions, New York, 1979, ISBN 0-912383-37-2 pages 102-105]

(*) WWI History http://www.stanford.edu/~asmyth/biochemwar/preWWI.htm

(*) http://www.telegraph.co.uk/news/main.jhtml?xml=/news/2001/12/14/wmush14.xml)

(*) http://www.newsru.com/world/14Dec2001/claus_drugs.html

(*) http://www.podrobnosti.ua/kaleidoscope/2001/12/14/10031.html


«« предыдущая

следующая »»

©  Absentis  2006